Гастроли "Коляда-театра" в Москве открываются "Борисом Годуновым"
18 января 2013 года
Самый известный частный театр России - екатеринбургский "Коляда-театр" - начинает в пятницу московские гастроли со спектакля "Борис Годунов" на сцене центра "На Страстном".
Фестиваль "Коляда-театр "На Страстном" будет проходить в течение десяти дней, на протяжении которых зрители смогут увидеть тринадцать спектаклей. Театр, регулярно появляющийся в Москве, участвующий в крупнейших театральных фестивалях России и мира, привезет три премьерных спектакля, а также еще несколько наиболее востребованных постановок.
Некоторые спектакли - "Король Лир", "Гамлет", "Вишневый сад" - московская публика уже имела возможность оценить в прошлые годы, однако их было решено повторить - все они вызывали широкий резонанс.
В "Короле Лире" и в "Гамлете" можно увидеть и основателя театра - режиссера, драматурга, актера, создателя уральской драматургической школы Николая Коляду. В "Гамлете" он играет Тень отца Гамлета, а в "Лире" - самого короля.
Театр Коляды, уже много лет выживающий в непростых условиях, созданных в России для частных театров - безусловно, одно из достижений современного театрального процесса. В его репертуаре есть и классика (Гоголь, Шекспир, Лермонтов, Гольдони), и современная драматургия (в первую очередь, это пьесы учеников Коляды). Отличается театр прежде всего определенной, узнаваемой эстетикой, отрицающей нарочитую красивость, не боящейся грубости и неприглядности жизни, собирающей свои спектакли, как правило, из подручных предметов. Спектакли Коляды - это и внятная, простая, трогающая зрителя история, и всегда важная тема, связанная с социальными вопросами, с проблемой коммуникации между людьми, а иногда и с политической составляющей. Именно таким, политическим, спектаклем - "Борисом Годуновым" по трагедии Пушкина - открываются гастроли.
"Наверное, это политический спектакль, ведь у Пушкина написано про народ и власть, и никуда от этого не денешься. Но мне было интересно посмотреть на людей, наделенных властью именно как на людей. Ведь в какой-то момент и им придется умирать, и слова будут не важны - оказываешься один на один со смертью и с самим собой", - сказал Коляда .
Среди постановок, которые москвичи увидят впервые - "Маскарад" по пьесе Лермонтова. В спектакле Коляда полемизирует с общепризнанной трактовкой текста.
"Если говорить честно, то наши продюсеры, которые возят театр на заграничные гастроли, полтора года назад сказали мне, что для фестиваля нужно поставить что-нибудь из русской классики, и я предложил "Маскарад". Я, не перечитывая пьесу, сделал распределение, а когда начал репетировать, схватился за голову - пьеса-то плохая, там чудовищные рифмы. Но все-таки в финале спектакля я попробовал сделать так, чтобы публика прониклась этой историей и заплакала. В итоге получилось неплохо, это красочный спектакль, с красивыми костюмами, с грустной музыкой", - рассказал Коляда.
Если работа над "Маскарадом" шла на полемике и сопротивлении, то "Слуга двух господ" Гольдони, который тоже привезли в столицу впервые, стал для театра радостной и в какой-то степени автобиографичной работой.
"Эту пьесу я ставил с огромным удовольствием - мы сохранили весь текст, но мне было наплевать на сюжет, потому что там параллельно разворачивается другая история - об артистах, о жизни в театре. Там много хулиганства на сцене, но к концу, оказывается, что не так уж это все смешно. Это такая уральская "Турандот" - актеры много импровизируют, вступают в разговор с публикой, выходят в зрительный зал, угощают зрителей яблоками", - говорит Коляда.
В гастрольной афише театра Коляды есть и два детских спектакля: "Карлсон вернулся", музыкальная сказка для детей от пяти лет, и "Золоченые лбы", постановка, рассчитанная на публику разного возраста: пьесу написала Ярослава Пулинович по мотивам сказок Бориса Шергина.
Помимо основной программы, театр планирует и дополнительные события - творческие встречи, презентации сборников пьес, обсуждение спектаклей со зрителями. Ведущие актеры театра - Олег Ягодин, Тамара Зимина, Ирина Ермолова - покажут читку новой пьесы Коляды "Киргиз-кайсацкая орда".
"Действие пьесы происходит в маленьком домике возле церкви, где собирают старые вещи. Одна из героинь - женщина, которая распределяет эти вещи - по детским домам, по нищим и так далее. В какой-то момент в домик приходит старушка - из тех, которые лучше всех знают, как и что нужно делать. Кроме прочего, в домике живет мужчина лет сорока. Между этими персонажами разгорается конфликт. Это пьеса о вере, это не совсем бытовая история", - рассказал Коляда.