Театр.Doc покажет новую версию спектакля о Сергее Магнитском
16 ноября 2012 года
Новую версию спектакля "Час восемнадцать", рассказывающую о громком деле адвоката Сергея Магнитского, погибшего в тюрьме, покажут в Театре.Doc в пятницу, сообщили в театре.
Премьеру "Часа восемнадцать" выпустили более двух лет назад - спектакль о смерти подследственного адвоката Магнитского в тюрьме стал самым нашумевшим и, может быть, самым спорным проектом Театра.Doc.
Документальный театр, традиционно занимающийся исследованием той или иной темы на основе реальных свидетельств и стремящийся к объективности, в этот раз встал на позицию обвинителя. Героями, вернее, антигероями гневного и страшного спектакля стали судьи, тюремные врачи - все те, кто так или иначе был связан с этой мрачной историей. Спектакль, поставленный Михаилом Угаровым на основе протоколов, стенограмм и устных бесед с людьми из судебной системы, строился как вольная фантазия. Спектакль ставил тех, кого обвинял в смерти человека, на его место - судьи становились судимыми, жертвами той системы, частью которой являются.
Поводом к созданию второй части спектакля стало появление новых материалов. Против умершего Магнитского снова возбудили уголовное дело, театр воспринял это как страшный абсурд нашей жизни, как фантасмагорию в стиле Сухово-Кобылина. Теперь "Час 18" стал существенно длиннее - команда спектакля собрала новые документы, которые в пятницу представят публике.
"Дело Магнитского не закрыто, поэтому и продолжает жить наш спектакль. Потребность в новой версии спектакля связана с появлением новых материалов. Раньше спектакль состоял из десяти новелл, теперь их будет пятнадцать. Например, будет новелла "Только хорошие новости" - о том, как возбудили новое дело против мертвого человека. Есть новелла "Я жив, потому что Магнитский умер". Все они основаны на новых свидетельствах, это обзор того, как расследуется то дело, по которому привлекали Магнитского", - рассказала директор театра Елена Гремина.
Ранее, когда о второй части только зашел разговор, театр задумывался о сложной сценографии. Театр.Doc, в основе которого всегда слово, принципиально далек от привычных средств выразительности, здесь почти не бывает костюмов, декораций, музыки, грима. Но когда придумывали фантасмагорическое продолжение "Часа 18", по ассоциации вспоминали Магритта с его странными картинами. Правда, в итоге, театр остановился на привычном для себя аскетичном оформлении.
"От наших визуальных задумок в спектакле остался только мультфильм. От остального мы отказались, потому что тексты настолько выразительны, что дополнительные средства будут только мешать. На фоне этих текстов тот же Магритт, чью картину мы собирались использовать в оформлении, бледнеет. Мы не знаем, как можно представить этот темный ужас в визуальных образах", - поделилась Гремина.
Спектакль уже обкатывали на публике - в формате публичного прогона показывали в Петербурге и на фестивале в австрийском Граце. Но с тех пор многое изменилось - дело Магнитского не закрыто, история не исчерпана, у команды спектакля появляются новые поводы для высказывания.
"Это новая версия спектакля, в котором теперь две части. Раньше вместо второй была дискуссия с публикой. В первой части тоже есть усовершенствования. Боюсь, что обстоятельства складываются так, что весной мы покажем еще одну версию спектакля. Можно сказать, что реальность продолжает писать эту пьесу, а мы просто идем за реальностью", - говорит Гремина.
Премьеру сыграют в день, когда со смерти Магнитского исполнится три года.
Юрист Сергей Магнитский был арестован в 2008 году по обвинению в участии в финансовых махинациях. Магнитский являлся руководителем отдела налогов и аудита в фирме, оказывавшей юридические услуги фонду Hermitage Capital Management, и был обвинен в том, что оказывал помощь фонду в уклонении от налогов на общую сумму в 5,4 миллиарда рублей. Через 11 месяцев предварительного заключения, во время следствия, Магнитский скончался в "Матросской тишине".