Нижегородский частный театр "Zooпарк" приезжает на гастроли в Москву
15 августа 2012 года
Гастроли нижегородского независимого театра "Zooпарк" пройдут в Москве с 16 по 19 августа на сцене театра им. Булгакова в Булгаковском доме, сообщили в театре.
Театр привезет три спектакля - комедию "До завтра!" по пьесе современного японского драматурга и сценариста Коки Митани, "Что случилось в зоопарке?" по пьесе американского классика Эдварда Олби и недавнюю премьеру - "Человек-подушка" по Мартину МакДонаху, чьи пьесы активно ставят в театрах России в последние годы. Зрителям МакДонах известен еще и как кинорежиссер - по короткометражке "Шестизарядник" и фильму "Залечь на дно в Брюгге".
"Zooпарк", созданный в 2003 году, - один из примеров удачной частной инициативы в области театра - коллектив не занимается коммерческой антрепризой, но представляет собой любопытный творческий организм, рождающий стильные, умные спектакли, поставленные по лучшим образцам литературы.
"Изначально мы не собирались делать театр, а просто хотели воплотить в жизнь студенческую мечту - поставить спектакль по пьесе Олби "Что случилось в зоопарке?", - рассказал один из создателей театра актер Лев Харламов. - Воплощение мечты затянулось на 11 лет. Спустя 11 лет с того момента, как мы с Олегом Шапковым прочитали пьесу, мы сделали спекталь, пригласив режиссера Ирину Зубжицкую".
По словам Харламова, Зубжицкая придумала для этого спектакля жанр - "сеанс одновременной игры".
"Пьеса Олби написана так, что один герой доминирует, все время говорит, а другой слушает. Нам хотелось избежать традиционной ошибки - хотелось, чтобы два героя существовали одновременно. Чтобы не было так, как происходит во многих театрах - сейчас я действую на сцене, а потом не мой кусок, и поэтому я стою и рассматриваю шкаф. Так родилось название "театр одновременной игры", - пояснил актер.
По его словам, название театра "Zooпарк" им пришлось придумать за 15 секунд, когда на фестивале в Челябинске артисты получали гран-при. Всего в репертуаре театра, в котором нет труппы как таковой, а артисты, постоянно занятые в спектакле, живут в разных городах и слетаются специально на показы, на сегодняшний день семь спектаклей, один из них детский, пьесу для которого написали сами создатели театра.
"Мы никогда не будем брать пьесу, которая не нравится кому-то из участников процесса. Мы выбираем материал коллегиально, иногда это затягивается на много лет. Во-вторых, мы никогда не берем пьесу, чтобы решать не творческие задачи. Мы ничего не делаем в коммерческих целях, ничего не делаем специально, чтобы кому-то понравиться, и ничего не делаем из политических соображений", - говорит Харламов.
Спектакль "До завтра!", премьера которого состоялась в марте этого года, поставил режиссер Александр Сучков, выпускник театрального факультета Саратовской консерватории, актер Нижегородской драмы. "До завтра!" - это новая версия известной пьесы Коки Митани "Академия смеха", которую не раз ставили в разных в театрах, - например, был известный спектакль Романа Козака в Театре им. Пушкина. Действие пьесы разворачивается в Японии в 1940 году в Токийской полиции, а действущих лиц только двое - автор и цензор. Режиссер не стал определять жанр своего творения, определив его как "просто спектакль".
"Если говорить о жанре, то это комедия с грустным концом. Практически все спектакли театра "Zooпарк" можно отнести к этому жанру. Это спектакль размышляет о том, что такое настоящее творчество. Пьеса написана очень изысканно, и, на первый взгляд, кажется, что Автор - человек умный, талантливый, прогрессивный, а Цензор - глупый и бездарный. Но постепенно выясняется, что это не совсем так. Оба персонажа меняются в лучшую сторону от общения друг с другом, и пьеса, которую они обсуждают, становится лучше", - пояснил Харламов.
"Что случилось в зоопарке?" - это визитная карточка нижегородского театра, открывшегося 9 лет назад премьерой этого спектакля, для постановки которого позвали режиссера из Петербурга Ирину Зубжицкую. "Что случилось в зоопарке" - это трагикомическая история о человеческом одиночестве, которая вот уже более полувека не теряет свою актуальность, трактуемая то как классика абсурда, то как психологическая драма. Лев Харламов играет Питера - уверенного основательного редактора, держащегося за устоявшееся положение вещей, а Олег Шапков - нервного, тонкого, со скрытым отчаянием, Джерри, маниакально ищущего хоть какого-то общения.
"Мы играем спектакль уже 9 лет и готовы играть его до старости. Он сильно меняется, мы его очень много возили, играли в самых невероятных условиях - на площадке под открытым небом, в настоящем парке. Тогда во время спектакля подъехали рокеры на мотоциклах, и это все как-то удачно вписалось в спектакль: они сначала заглушили нас наглухо, а потом остановились и смотрели", - говорит Харламов.
По его словам, декорации очень изменились за эти годы - стали менее громоздкими.
Премьера по МакДонаху состоялась в марте этого года - спектакль "Человек-подушка" поставила тоже Ирина Зубжицкая. Режиссер определила жанр спектакля как "страшная сказка для взрослых", а афиша "Человека-подушки" сопровождается шутливым предисловием: "Строго запрещено посещение спектакля лицами моложе 18 лет. Не рекомендуется беременным женщинам, лицам с сердечной недостаточностью, предрасположенным к инфаркту, противникам обсценной (ненормативной) лексики, ханжам и гомофобам. Рекомендуется иметь при себе носовой платок, валидол (корвалол), гигиенический пакет и номер телефона семейного психотерапевта".
Пьеса МакДонаха, рассказывающая о писателе в некой тоталитарной стране, попадающего под следствие в связи с тем, что страшные истории, описанные им в рассказах, начинают сбываться в реальности. Пьеса полна крови и жестокости, но при этом в ней есть и красиво-придуманные вставки-рассказы, есть саспиенс триллера, тарантиновский юмор и глубина поставленных проблем - в том числе, тема ответственности творца, тема тонкой связи вымысла и реальности.
"Здесь очень мало натурализма, но при этом нельзя сказать, что это такой театральный спектакль, в плохом смысле слова. Там все по-настоящему, но без давления на физическую и визуальную жестокость. Эта история получилась достаточно светлой, к чему мы стремились", - поделился Харламов.
Театр "одновременной игры" "Zooпарк" появился в Нижнем Новгороде в 2003 году по инициативе актеров Льва Харламова и Олега Шапкова. Лев Харламов - выпускник факультета кукольного театра Нижегородского театрального училища, много работал в кино и на телевидении. Олег Шапков окончил актерский факультет Нижегородского театрального училища, актер Нижегородского академического театра драмы им. Горького.
"Zooпарк" - это частный театр, не получающий финансирования от государства. Примеров удачной частной инициативы в области искусства, которое трудно назвать прибыльной сферой, довольно мало, "Zooпарк" наряду с еще несколькими коллективами в разных регионах страны, вот уже почти 10 лет умудряется выживать, за счет меценатов и сборов от спектаклей.
"На первый спектакль мы взяли беспроцентный и бессрочный кредит. Мы посчитали, что сумеем отдать долг через семь недель, в итоге мы отдали его через семь лет. Поначалу у нас были совсем не полные залы. У нас есть друзья, которые вносят небольшие суммы на новые постановки, нам помогают только частные лица, а не организации", - говорит Харламов.
По его словам, театр вышел на самоокупаемость в плане проката спектаклей, то есть сбор от сыгранного спектакля покрывает расходы на гонорары актерам, техническим службам и другие.
Гастроли театра "Zooпарк" пройдут с 16 по 19 августа на сцене Театра им. Булгакова, который был открыт в прошлом году при музее "Булгаковский дом".